Росинка МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №90" г. Муром
A
A
A
Слабовидящим
Слабовидящим
Обычный вид

Готовим руку к письму

Вы здесь

Зрелость мелкой моторики руки обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:

- массаж кистей рук;

- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

- лепка из глины;

- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);

- выполнение «закручивающих» движений (закручивание гаек в конструкторе);

 Специальные упражнения для подготовки руки к письму:

  • Ø Штриховки: прямые вертикальные (сверху-вниз), горизонтальные (слева-направо), наклонные (сверху-вниз), клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), полукруги (чешуя у рыбы, черепица крыши и т.д.), крупные петелки. При этом нужно следить, чтобы штрихи выполнялись одним движением руки в заданном направлении; линия должна быть ровной с одинаковым нажимом, просветы одинаковой ширины.
  • Ø Игровые упражнения, в которых требуется проводить линии заданной формы, такие, как «Попади в цель», «Рисование по клеточкам», «Рисование по точкам», «Дорисовывание незаконченного рисунка», «Рисование по контурам», «Прямые дорожки», «Фигурные дорожки», «Соединение точек прямыми линиями», «Штриховка элементов кортинки», «Силуэтная штриховка». Помимо формирования графического навыка, эти задания очень полезны для развития зрительного анализа, произвольности деятельности, способности принимать задачу.
  • Ø Особое внимание нужно уделить выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Вначале они должны быть крупными и постепенно от занятия к занятию уменьшаться в размерах. При этом соответственно будет постепенно уменьшаться  амплитуда движений кисти руки.
  • Ø Начиная с 5,5 лет можно обучать ребенка штриховке с использованием элементов букв. Шестилеткам трудно рисовать петельки, полуовалы и овалы. Главная задача при рисовании элементов букв для детей этого возраста – освоение их формы, при этом размер должен быть больше, чем это определяется нормативными требованиями при обучении детей письму в школе.
  • Ø Рисование по трафаретам.
  • Ø У семилетних детей графические упражнения по возможности должны быть приближены к условиям обучения письму в школе: размеры штрихов и их форма соответствуют размеру и форме  элементов букв. При этом обучать письму самих букв не рекомендуется. Полезны упражнения в ученических тетрадях в клетку и линейку. Рисуя и штрихуя в школьной тетради. Ребенок седьмого года учится видеть строчку, ориентироваться на странице, отсчитывать клеточки, соотносить уже приобретенные навыки выполнения графических элементов с размером строки и клеточки.

 На заметку:

 - степень трудности, содержание и длительность графических упражнений необходимо соотносить с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка;

       - начинать нужно с простых заданий и постепенно увеличивать их сложность, длительность заданий для детей до 5,5 лет – 5 мин., от 5,5 до 6,5 – 10 мин., старше 6,5 лет – 10-15 мин., затем сделать перерыв.

      - следить за тем, чтобы ребенок правильно сидел за столом и правильно держал карандаш.