Русские народные календарно-обрядовые праздники.
Вы здесь
Многие русские народные праздники сопровождаются напоминающими театральное представление действиями, зачастую необычными и непонятными. Почему люди из года в год, из века в век в определённые дни словно исполняют хорошо заученные роли. Большинство, наверное, скажет, что так, мол, принято, такова традиция. Верно. И корни её уходят во времена седой старины, во времена языческие. Тогда наши пращуры поклонялись земле, огню, камням, деревьям и священным животным.
Известно, что в Киевском государстве главными богами были Перун, Стрибог, Дажьбог, Хорс, Симаргл, и богиня Макошь, а так же Велес, Сварог, Род, Рожаницы. Все они таили в себе угрозу. Их опасались обидеть и что бы обезопасить себя, люди задабривали их. Обращались к ним с ласковыми словами, вкусной едой, им приносили жертвы. Происходило это в конкретные дни, когда происходили природные события. Так возникли обряды.
В 988-989 годах произошло крещение Руси. Христианство принесло на землю наших предков свои прекрасные идеи добра, любви. Борьба христианства с язычеством была долгой. И что бы подчинить русский народ своему влиянию, Церковь вынуждена была пойти на компромисс: христианскую обрядность стали сочетать с языческими отправлениями культов.
Столкновение двух религий, породило такое уникальное явление, как Русское Православие, сущностью которого стало двоеверие. И к XIX веку, по мере выветривания из народной памяти знаний о том, какой магический смысл заключён в обрядах, они превращались в весёлую забаву деревенской молодёжи.
Счёт времени в Древней Руси вели по солнечному календарю и был связан с хозяйственной деятельностью. По этому календарю год делился на две половины: одна от зимнего солнцеворота ( 22 декабря) до летнего ( 22 июня), другая - от летнего до зимнего.
В первую половину занимались работами по подготовке к севу, вспашкой, боронованием земли, посадкой. Праздники этого периода включали в себя просьбы к силам природы о хорошей погоде, дожде, дружных всходах, приплода скота.
Во вторую половину года проводили сенокос, жатву, уборку. В этот период благодарили высшие силы за полученный с их помощью урожай.
Христианство пришло на русскую землю со своим календарём - святцами. В них каждый день был посвящён памяти одного или нескольких святых или связан с библейской историей. Некоторые непривычные для русского уха имена святых были переиначены на свой лад. Георгий Победоносец стал называться в народе Егорием Храбрым, а Косма и Дамиан - Кузьмой и Демьяном.
Так слились в единое целое языческие праздники и христианские. Череда праздников и памятных дат стала для крестьян удобной системой времяисчисления. Яркий пример этому - Святки. Они проходили с 7 по 19 января ( с 25 декабря по 6 января по ст. ст.). По сути это не один праздник: Рождество Христово 7 января ( 25 декабря по ст . ст.), Новый год (Васильев день) 14 января (1 января ), Крещение 19 января (6 января по ст. ст.).
То, что празднование Нового года Петром I было перенесено с 1 сентября на 1 января , разделило Святки на два периода: первый - от Рождества до Нового года, носил название «Светлых вечеров», а второй, от Нового года до Крещения, получил название «Страшных вечеров» и был связан с разгулом нечистой силы.
Рождество.
Канун Рождества называется сочельником. До «первой звезды» следовало соблюдать пост, не есть ничего, кроме сочива - размоченных в воде хлебных зёрен с мёдом. Вечером все отправлялись в церковь, вернувшись домой все садились за стол. Ритуальная еда – дань древнему обычаю славян поминать предков. После трапезы молодёжь отправлялась колядовать. Ходили от дома к дому и пели песни-колядки, величали хозяев, желали им благополучия, богатого урожая, приплода скота. За это хозяева подавали «колядовщикам» печенье в виде фигурок животных. Если хозяева не выносили подарки – звучали песни с нарочитыми угрозами. Учёными установлено, что святки проходили в дни, посвящённые Велесу (хозяин леса, охоты, представлялся в медвежьем обличье). Возможно с тех времен и дошёл обряд ряженья. Наши предки верили, что во время Святок возможно проникновение в мир людей нечистой силы. После бурной рождественской ночи наступало мирное утро, приносящее с собой возвышенные обряды христианские. Духовенство обходило крестьянские дворы, поздравляло с Рождеством, впереди шествия несли на длинном шесте «Вифлеемскую звезду». Войдя в избу, пели тропарь, а потом всех осыпали зерном, как пожелание богатства в наступающем году.
Новый год.
Второй праздник Святок – Новый год или Васильев день. Праздновать начинают накануне вечером. Молодёжь ходила колядовать. Ребята носили с собой в лукошке зерно и заходя в избу, кидая его через стол в красный угол. Затем пели благопожелания хозяевам, предрекая им хороший урожай. В ночь накрывали праздничный стол. Выполнялся ещё один языческий обряд- «заклинание мороза». Чтобы всходы не были уничтожены морозом, его старались умилостивить. С Васильева дня начинались «Страшные вечера» - настоящий разгул нечистой силы. Это было время, когда с ней можно было вступить в контакт, чтобы выспросить про свою судьбу. Девушки собирались на посиделки и устраивали гадания. Дело было грешное и опасное, но ведь так хотелось узнать, что ждёт впереди, узнать о личном счастье. Считалось, что нечистая сила не может общаться с теми, кто носит пояс, нательный крест и одежду с узлами. Поэтому их снимали, развязывали узлы, расплетали косы.
Родословная Деда Мороза.
Обычай дарить подарки детям зимой – в Николин день – прочно утвердился в Европе ещё с давних пор. Святой Николай (Санта Клаус)- белобородый старик с мешком за плечами с розгами в руках ходил по домам, послушных детей он одаривал, а нерадивых – наказывал. Подарков ждали все, поэтому с вечера они оставляли свои башмачки или чулочки у печки, ибо считалось, что подарки добрый дедушка сбрасывает через дымоход. После введения Григорианского календаря в конце XVI века новый николин день почти совпадал со старым рождеством. И стал Санта Клаус приходить также и в этот день и постепенно превратился в рождественского деда, а затем и в новогоднего Санта Клауса. Его часто сопровождала свита или спутница _ девушка в белом платье с распущенными волосами и с золотым обручем на голове.
В России добрый дедушка и его спутница появились вместе с ёлкой и легко и быстро вписались в новогодний ритуал, но зваться стали Дедом Морозом и Снегурочкой. И это так понятно: их прототипы испокон веков жили в русских народных сказках.