Росинка МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №90" г. Муром
A
A
A
Слабовидящим
Слабовидящим
Обычный вид

Это всем давно известно - без игры не интересно!

Вы здесь

                                                                       Развитие фонематического восприятия дошкольников.

              В настоящее время отмечается тенденция к увеличению количества детей, имеющих различные речевые нарушения. С началом школьного обучения несовершенство устной речи неизбежно отражается на овладении письмом и чтением, и частой причиной этого является нарушение фонематического слуха, при котором дети плохо справляются со звуковым анализом слов, затрудняются в различении звуков на слух и в произношении. Исправить дефектное звукопроизношение можно только при сформированном фонематическом восприятии. Важно создать благоприятную обстановку, которая позволит ребенку раскрепоститься и будет располагать его к творческой игре. Известно, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения. Дидактические игры развивают фонематический слух и предупреждают появление дисграфических ошибок при обучении грамоте, способствуют интенсивному развитию навыка чтения. Примеры дидактических игр на развитие фонематического слуха и закрепления правильного произношения.
 « Закончи предложение» ( голуби...воркуют, утки.. крякают, ласточки.. щебечут, соловьи… поют, вороны.. каркают, воробьи.. .чирикают, совы.. ухают). «Доскажи слово» ( слова в скороговорках).
 Ащ- ащ- ащ- у Тани новый …плащ
 Ас-ас-ас- мы пили… квас
 Ош- ош-ош- ландыш так… хорош
Обратите особое внимание на развитие дыхания.
  « Одуванчик»
 Обдувать одуванчик сначала несколькими короткими, а затем одним долгим выдохом.
 «Мыльные пузыри»
 Пускать мыльные пузыри через соломинку, как клоуны.
 «Воздушные шарики»
 Надувать воздушные шарики, как силачи.
 « Музыканты»
  Играть на музыкальных игрушках: дудках, трубах, губных гармошках.
 Фонематическое представление формируется у детей через наблюдение за различными вариантами фонем, их сопоставление и обобщение. Поэтому с первых занятий внимание детей привлекается к работе артикуляционного аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучить детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слогов, связывая эти ощущения с акустическими раздражителями. Чтобы вызвать у ребенка интерес и избежать быстрого утомления, используем игру.
 « Назови первый звук в слове».
 Упражнение на развитие звукового анализа, выделение первого  ударного гласного. Сначала подберите  слова с первыми гласными звуками, потом с согласными.
« Назови последний звук в слове»
Упражнение на развитие звукового восприятие , выделение последнего звука в слове.
 « Звук потерялся» ( у, а, п , т, к )
 Можно играть с мячом.
Взрослый кидает ребенку мяч и называет слово без первого звука. Ребенок должен отгадать слово, назвать его.
 «Наоборот»
 Ребенок должен заменить один условленный звук другим определенным звуком.
Например: замени первый звук на звук «к» волос- колос, цапля- капля, рот- кот
 « Закончи слово»
 Взрослый произносит любой первый слог, а ребенок заканчивает его одним или двумя слогами
 Мо-ре, мо-роз, мо-заика
 «Путаница»
 Взрослый произносит два слога, ребенок меняет их местами, чтобы получилось слово
Ты-кус, ва-тык, ка-сум, са-ли.
 « Придумай начало слова»
 Вы произносите окончание слова, ребенок добавляет первый слог и называют слово целиком (пи)жама, (по)года,  (го)ра.
Игра : Какой одинаковый звук есть во всех словах?
Шуба, кошка, мышь (звук ш) . 
Жук, жаба, лыжи – ж; 
чайник, ключ, очки – ч; 
щетка, ящик, щавель – щ; 
коса, усы, нос- с; 
селедка, Сима, лось – сь; 
коза, замок, зуб – з; 
зима, зеркало, вазелин – зь;
 «Назови первый слог»
 Взрослый говорит слово береза, ребенок-слог бе, лиса-ли и т.д.
Так же «Назови второй слог»
 Следующая игра « Отгадай, сколько частей в слове? »
 Ребенок слушает слово и хлопает в ладоши столько раз, сколько слогов (частей) в слове.
«Рифмы» (различие сходных по звучанию слогов).
 Послушай слово и подбери похожее
 Каска- маска, будка- дудка
 Ворона- корона,день-тень
 «Прошагай слово» (развитие слоговой структуры слова)
Сделай столько шагов, сколько частей в слове.
« Кто больше придумает слов» (на определенный звук).
« Добавь последний слог»
 Например: ребя-та, воро-на, боро-да, звез-да и т.д.
 Кузовок»
Собрать в кузовок всё, что есть на звук «ш» или любой другой звук.
 Уважаемые  родителями!
 Чаще просите ребенка рассказывать, что он видел, чем занимался, где был. Помогайте ему при трудностях. Выслушивайте его до конца. Запомните! 
  Это всем давно известно - без игры не интересно!