Росинка МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №90" г. Муром
A
A
A
Слабовидящим
Слабовидящим
Обычный вид

Типичные ошибки,осложняющие навыки чтения и письма

Вы здесь

        

         Ежегодно обследуя дошкольников, мы отмечаем наиболее типичные ошибки неправильного обучения чтению и письму родителями, а именно:

1) изучение алфавитных названий букв;

2) неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов;

3) неправильное обучение навыкам рисования и письма.

На что же необходимо обратить внимание родителей?

1. Правильнее будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется:

- навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА.

- звуковой анализ слов. Ребенок неправильно анализирует слова типа СУП, КАША, соответственно пропуская звук У в первом слове и опуская звук А в конце второго слова. Соответственно ребенок допускает ошибки при записи этих слов.

2. Правильному слиянию букв в слоги.

Неправильный подход при обучении:

- М и А будет МА.

- побуквенное чтение: М, А, М, А.

- прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.

Правильное обучение навыкам чтения

Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго.

МММА - МММА

СССОК

РРРАК

3. Если ребенок плохо запоминает буквы, можно использовать следующие приемы и методы:

  • выкладывание букв из палочек, гороха, семечек, ниток, лепка из пластилина, теста;
  • прорисовывание букв в воздухе пальцами, глазами;
  • угадывание букв по контурам из бархатной бумаги, из набора пластмассовых букв;
  • обведение пальцем контура букв, штриховка букв;
  • применение метода дермалексии (угадывание ребенком букв, написанных на коже спины, руки ).

4. Подготовке руки к письму, для чего необходимо развивать у ребенка тонкую ручную моторику, поскольку в противном случае он неизбежно столкнется с большими чисто техническими трудностями при письме, так как письмо само по себе требует выносливости, способности к длительным трудностям. Для развития ручной моторики можно рекомендовать различные несложные упражнения:

- пальчики здороваются

- пальчики бегают по столу

- игра на рояле

- разведение пальцев в стороны

- поочередное поднимание пальцев руки

- кулак-ладонь

Помимо специальных упражнений очень важно приучать ребенка и к выполнению различных бытовых операций, требующих дифференцированных движений пальцев и вообще определенной ручной умелости.

Кроме этого родители должны знать, что:

- ребенка желательно учить раскрашивать только карандашами, так как фломастеры не требуют нажима руки и не вырабатывают необходимых усилий и выносливости.

5. Очень важно еще в дошкольном возрасте вызвать у ребенка устойчивое желание писать.

Но при этом необходимо помнить:

  • ребенок должен уметь правильно держать карандаш (тремя пальцами руки, а кончик карандаша “смотрит” в плечо);
  • тетрадь или лист бумаги держать перед собой в наклонном виде и не крутить (леворукие дети держат тетрадь под другим, противоположным правшам наклоном);
  • правильно сидеть за столом;
  • не нужно учить ребенка писать замысловатыми прописными буквами, как в школе;
  • необходимо писать печатными буквами, при этом учитывая: чем младше ребенок, тем крупнее должны быть буквы (профилактика нарушений зрения).

 

       Вот перечень немногих, но очень важных советов, которые помогут родителям избежать типичных ошибок и оградить своего ребенка от некоторых проблем при подготовке к школе.

Игры и упражнения для предупреждения ошибок чтения и письма.

- Графические диктанты;

- Упражнения «Закончи узор»;

- Дорисуй по точкам;

 - Повтори рисунок;

- Нарисуй дорожку;

- Моделирование букв из палочек, спичек, монеток и т.д.;

- Игра «Умные ручки» (узнавание букв на ощупь);

 - Упражнение «Кто внимательнее?» (перепечатать с полотна буквы, которые состоят: -из одного элемента; из двух элементов; которые «смотрят» прямо, вправо, влево, открытые (А, Б, Г), закрытые (В, О);

- Нахождение букв в геометрических фигурах;

 - Вырезание букв из цветной бумаги;

 - Вычеркивание заданной буквы из текста;

        В результате целенаправленной работы у детей повышается обучаемость, улучшается внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал. Такая работа очень полезна не только с детьми, имеющими речевые нарушения, но и с детьми 5-7 летнего возраста в массовых группах детского сада.