Росинка МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №90" г. Муром
A
A
A
Слабовидящим
Слабовидящим
Обычный вид

Развитие речи дошкольников посредством игровых упражнений

Вы здесь

Игры, которые помогают овладеть именами прилагательными.

  1. Детям  предлагается образовывать прилагательные от существительных и согласовывать существительные с прилагательными. Например : Картофель – суп картофельный, свекла – суп свекольник, капуста – капустный пирог. Яблоко – сок яблочный.

  2. Игра «Угадай». Ребенку завязывают глаза и дают попробовать овощ, фрукт, ягоду на вкус, на ощупь, на запах, а затем назвать 2-3 признака этого качества. Например: кисло-сладкий вкус – это яблоко.

  3. Игра «Что из чего сделано?». Детям предлагается набор картинок с изображением одежды, обуви, мебели, посуды. Детям нужно ответить, из чего сделан (сшит) данный предмет. Например: стол сделан из дерева. Он деревянный.

  4. Игра «Подбери пару». Детям раздают предметные картинки с изображением различной одежды. Каждый вид представлен в двух вариантах: платье синее и голубое; брюки черные и серые; косынка красная и розовая; кофта фиолетовая и лиловая; юбка желтая и оранжевая; фартук зеленый и салатовый; пальто коричневое и бежевое. Ученикам нужно назвать предмет, определить признак предметов по цвету и поставить вопрос к прилагательному. Например: ученик показывает свою картинку и говорит: «У меня на картинке платье». (платье какое?) Синее. У кого такой же предмет?» Выходит следующий учащийся и разбирает свою картинку: «У меня на картинке тоже платье, но оно (какое?) голубое».

  5. Игра «Сравни предметы». Детям нужно подобрать несколько признаков и согласовать с названием предметов. Примерный материал: Грач черный, а ворона…., У грача клюв длинный, а у воробья…. Грач крупная птица, а воробей…. Грач перелетная птица, а ворона….

Игры, которые помогают овладеть словами обобщающего характера

1. Игра «Магазин» На доске педагог вывешивает иллюстрацию с изображением обувного магазина, внизу сделаны прорези для карточек. Учащимся раздаются карточки со словами: сапоги, ботинки, платье, шкаф, брюки, туфли, чашка, стол и т.д. Дети читают слова на карточках и отвечают на вопрос «что продается в обувном магазине?». Ученики выбирают нужные карточки со словами, отвечают на вопрос и вставляют карточки в прорези.

2. Игра «Третий лишний» Среди предметов, изображенных на картинках нужно выбрать предмет, не относящийся к мебели, аргументировать свой выбор. Примерный материал: стол, шкаф, платье, кровать, кресло, ложка, диван, стул.

Игры, которые помогают овладеть функцией словоизменения глагола.

 

  1. Игра «Угадай задуманное слово».Взрослый  перечисляет ряд характерных для задуманного предмета действий. Ученики должны назвать этот предмет.

  2. Игра «Парный выход». Учитель вызывает к доске ученика, тот подбирает себе пару, а затем записывает любое слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит к этому слову названия действия и записывает рядом.

  3. Работа с загадками. Умение выделять из текса слова, обозначающее действия предметов.

В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба)

Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей. (Грач)

Голодная мычит, сытая жует, всем детям молоко дает. (корова)

Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызет морковку. (кролик)

Игры, которые помогают, овладеть падежными формами имени существительного.

  1. Игра «Теремок». Взрослый спрашивает, ставя на стол теремок: «Что это?» - «Это теремок». «Кто живет в теремке?» - спрашивает взрослый. Дети  отвечают, ставя к каждому слову вопрос «Кто это?» - «Мышка». Когда все персонажи выставлены на стол,взрослый спрашивает «О каком из этих предметов мы спрашиваем «Что это?». Как спрашиваем об остальных предметах? Как спрашивают в сказке звери?».

  2. Игра «Заполни квадрат» . Нужно заполнить пустые квадраты. Бежала (кто?) лиса. Глаза (у кого?) . Слетелись к (кому?) . Смотрит (на что7) . Закружились (над кем?) . Сложили (о ком?) . Распространить данные предложения, чтобы получился рассказ.

  3. Игра «Угадай, что не нарисовал художник?». Взрослый поочередно демонстрирует картинки, на которых отсутствуют отдельные части предметов, учащиеся откладывают недостающие части предметов и ставят вопросы к словам, их обозначениям (Лиса (без чего?) без хвоста).

Игры к теме «Предложение»

  1. Игра «Отгадай, где растет?». Взрослый  бросает мяч и называет овощ, фрукт, дерево, куст, ягоду. Взрослый, поймавший мяч, составляет предложение о том, где растет это растение и возвращает мяч учителю.

  2. Игра «Кино». Учитель обращается к ученик: «Сейчас я вам буду показывать кино, а вы посмотрите, и сделайте говорящим каждый кадр». Взрослый  передвигает полоску бумаги через окошко так, чтобы были видны наклеенные на нее картинки.

  3. Игра «Где мы были. Мы не скажем?». Взрослый одного ряда хором произносят «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» и начинают изображать ту или иную деятельность (подметают пол, стирают белье, копают землю и т.д.). Дети  другого ряда отгадывают действия и составляют предложения.

Игры по развитию устной речи

  1. Игра «Когда это бывает?». Учащиеся получают по картинке, не показывая, ее друг другу (картинки о зиме, лете, осени, весне). Крутят стрелку. На кого покажет, тот начинает рассказывать по своей картинке.

  2. Игра «Сочиняем рассказ». У учеников предложения, представляющие собой деформированный текст и записанные на карточках. К доске выходит ученик, у которого, по его мнению, первое предложение рассказа, затем второй, третий и т.д..

  3. Игра «Где спряталась матрешка?». Ведущий прячет матрешку за любой предмет в кабинете и возвращается к столу. Дети сидят с закрытыми глазами, затем открывают и слушают описание предмета, за которым спряталась матрешка.

  4. Игра «Ателье». Один ученик берет на себя роль работника ателье, остальные заказчики. Входящий в ателье здоровается, выбирает себе одежду и пробует описать ее. Работник ателье помогает вести диалог: «Что вы хотите сшить?» «Я хочу сшить рубашку» «Для лета или для осени вам нужна эта рубашка?» «Какая она будет по цвету, по материалу?» и т.д.

  5. Игра «Водитель и пассажир». Группа объявляется салоном автобуса, объявляют остановки. Пассажиры входят в салон, компостируют билеты, спрашивают других пассажиров о выходе на следующей остановке, просят разрешение пройти и т.д.