Росинка МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №90" г. Муром
A
A
A
Слабовидящим
Слабовидящим
Обычный вид

Леворукие дети

Вы здесь

                                                         

 Все процессы высшей нервной деятельности, в том числе и движения рук, регулируются корой головного мозга. Причем связь эта перекрестная – правая рука связана с левым полушарием, левая – с правым. Как правило, главенствующая роль в управлении движением принадлежит левому полушарию, то есть у большинства людей "главной" является правая рука и в связи с этим речевые зоны развиваются в левом полушарии.

У левшей же движения контролируются в основном правым полушарием. Леворукий ребенок не обязательно все делает левой рукой, но левая рука у него развита лучше, ее движения более ловкие и точные. Ею он выполняет бытовые действия, пишет, рисует, шьет.

Существует ряд проб для определения, какое из полушарий является ведущим. Например:

- "Переплетение пальцев". Надо переплести пальцы обеих рук. Если сверху оказался большой палец левой руки, то она является ведущей, и можно предположить, что вы – левша. Если сверху оказался большой палец правой руки, то ведущей является правая рука.

- "Скрещивание рук". Если при скрещивании рук, кисть правой руки ложится на левое предплечье, а кисть левой руки – под правым предплечьем, значит, ведущей у вас является правая рука, в противном случае – ведущей является левая рука.

Леворукость возникает по разным причинам. Например, передается по наследству (генетически закрепленная леворукость). Она может появиться и вследствие различных патологий беременности или родовых травм.

У детей первых месяцев жизни не удается установить ведущей руки. Только к полутора годам одна рука становится более активной по сравнению с другой. В этом большую роль играет обучение – ребенка учат махать при встрече и прощании правой рукой и т.д. Так малыш приучается к действиям главным образом правой рукой.

Дети-левши испытывают хронический стресс, живя в мире праворуких. Они чувствуют себя "другими", постоянно боятся неудач, ведь обучение и воспитание, все предметы и механизмы ориентированы на правшей. Левшам трудно запомнить ход часовых стрелок, "лево – право", "выше – ниже". Они путаются при различных движениях, особенно, когда необходимо быстро и несинхронно действовать обеими руками.

Леворукие дети нередко боятся неудач в учебе, порицаний. Учитель начальной школы, даже разрешая ученикам работать левой рукой, требует писать с правильным наклоном. Левша вынужден держать руку "крючком", постоянно заглядывать себе под руку, наклоняя голову и изгибая торс – нарушения осанки, сколиоз практически неизбежны. Снижается темп письма, портится зрение.

Но, благодаря своим особенностям, левши способны на решение таких проблем, которые правшам не всегда по плечу. У левшей, как правило, очень высокий уровень развития мышления, воображения. Во многих случаях они достигают нужных результатов обходным путем. Например, "зеркальное" рисование и письмо – достаточно распространенное явление в начальной школе, а у левшей оно встречается особенно часто. Многие маленькие левши самостоятельно придумывают для себя своеобразные маркеры, помогающие запомнить направления написания букв и цифр.

Самое главное: если ребенок леворукий, нельзя "переделывать" его в правшу. Насильственное переучивание – прямой путь к неврозу. У ребенка могут появиться бессонница, невротический энурез, заикание, невротические тики. Риск нарушений здоровья при переучивании значительно возрастает, если леворукость – следствие патологии раннего развития. Ведь мы заставляем работать "неприспособленное" полушарие и мозг немедленно реагирует на раздражение.

При обучении леворукого ребенка можно использовать такие приемы:

- если ребенок долго не может определить правую - левую руку – наденьте на левую руку браслет или часики;

- в работе по развитию пространственной ориентировки, рука с часиками или браслетом будет служить ориентиром, от которого нужно начинать ряд. Выкладывать узор из мозаики или складывать кубики надо слева направо, так же, как ребенок будет писать и читать;

- занятия декоративным рисованием и аппликацией позволят закрепить навык выкладывания ряда и чередования элементов;

- можно предложить составление узора на обмазанной пластилином поверхности (картон, банка), украшая их семечками овощей или фруктов в определенной последовательности (слева – направо) , ребенок "превращает" их в вазы для цветов.

- занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов важно следить за лево-правосторонним направлением ряда.

- можно проводить зрительный диктант с геометрическими фигурами, картинками:

а) ребенок рассматривает образец (ряд фигур или изображение предметов);

б) перечисляет их несколько раз, запоминая последовательность;

в) образец закрывается и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из предложенного материала:

г) образец открывается и проверяется правильность выполнения.

По мере тренированности детей, протяженность ряда растет.

- при раскладывании и составлении рассказа по серии сюжетных картинок соблюдается лево-правостороннее направление;

- начиная обучать леворукого ребенка письму и чтению, необходимо принять меры по преодолению зеркальности: при выполнении письменных заданий, фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки;

- на начальном этапе работы необходимо заинтересовать ребенка, превратить занятия в увлекательную игру, не забывая о том, что от игровой деятельности ребенок перейдет к учебной деятельности. Формирование положительных эмоций по отношению к учебе является шагом становления личности ребенка, основой познавательной активности.

При работе леворукого ребенка за столом, свет должен падать с правой стороны. Посадка при письме стандартная, но выдвинуто вперед не правое, а левое плечо. Верхний правый угол тетради или листа бумаги расположите с наклоном вправо. При обучении письму используйте "Прописи для леворуких детей". Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.

Нужно с самого начала создать условия, чтобы ребенок не чувствовал неловкости, неуверенности, выбрал для себя тот вариант письма, связанного или несвязанного, который в большей мере соответствует его способностям и возможностям.

При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и др.), а не на речь, поэтому для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок или какое-то наглядное пособие. Для левшей обычно трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Их стихия — индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента, строгого подчинения чьему-то мнению, а важна собственная инициатива и интуиция.

Советы родителям леворукого ребенка.

1.Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативное отношение к леворукости.

2.Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребенком.

3.Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребенком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.

4.Помните, что леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.

5.Не рекомендуется «пробовать» научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.

6.Определить ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.

7.Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами — эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению.

Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

Главное, не заостряйте внимание на леворукости ребенка, не сравнивайте его с другими детьми.

Помните, что он у вас необычный маленький человечек, создайте благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности!