Росинка МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №90" г. Муром
A
A
A
Слабовидящим
Слабовидящим
Обычный вид

Использование игр и игровых упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями в эмоциональной сфере

Вы здесь

Дети с нарушениями в эмоциональной сфере в практике логопедической работы в последнее время встречаются довольно часто.

Уже на первых занятиях дети с трудом подчиняются инструкции. Не могут сосредоточиться на задании и до конца выполнить его, постоянно совершают нецеленаправленные движения, импульсивны, зачастую эмоционально неустойчивы.

Дети  постоянно испытывают непреодолимую потребность в движении, что крайне осложняет работу логопеда. Предъявление дисциплинарных требований по отношению к нему не эффективно, а часто и бессмысленно. Важно организовать занятие так, чтобы ребёнок меньше находился в статической позе, которая способствует нарастанию гиперактивности, чаще давать ему двигательную «разрядку».

Возможность расходования избыточной энергии позволяет улучшить концентрацию и устойчивость внимания, повышает интерес к занятиям, делает их более организованными и эффективными. На всех этапах занятия даются задания, где нужно не только говорить, но и действовать.

Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением 

С этой целью в своей работе я  использую  упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.

  Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:

"Задуй свечу". Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук "у".

"Ленивая кошечка". Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук "а".

Каша - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово "пых". Повторить не менее 6 раз.

Покатай карандаш - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

Греем руки  - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки

«Бегемотик»

Вдох и выдох производится через нос:

Упражнение может сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох),То животик опускается (выдох).

«Шарик »- представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1 - 5 медленно выдохнуть.

"Хомячок»

Предложите ребенку пройти несколько шагов (6-7 ), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

Упражнения на расслабление мышц лица:

 "Рот на замочке". Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на "замочек", сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:

У  меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет  (поджать губы).

Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4—5 сек).

Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

 «Злюка успокоилась»

 —Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

— А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь. Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).

—Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело, Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться, Может, даже и зевнуть

— (широко открыв рот, зевнуть).

 Применение таких заданий повышает эффективность и качество логопедической работы, а также активно участвует в комплексной коррекции для детей с нарушениями в эмоциональной сфере: