Росинка МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №90" г. Муром
A
A
A
Слабовидящим
Слабовидящим
Обычный вид

Игры, используемые на этапе автоматизации звука

Вы здесь

На этапе закрепления изолированного звука можно использовать такие пособия, как:

  • «Дорожки», «Лабиринты» Всевозможные рисунки – помоги бабочке выбраться из лабиринта, ребенок пальчиком проводит по дорожке произнося автоматизируемый звук, или помоги жуку пройти лабиринт произнося ж-ж-ж-ж-ж и т.д.

  • «Кто дольше?» Ребенок и логопед соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Победитель отмечается каким-либо символом (звездочкой, кружочком и т.д.). Игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.

  • Игра «На машине» используется для автоматизации изолированного звука (Р). На листе бумаги нарисована машина, от которой тянется извилистая дорожка. Ребенок указательным и средним пальцем одновременно проводит по следам от колес (они шершавые), произнося звук (Р). Можно применять и для автоматизации звука (Р) в слогах, ребенок произносит слог (РА), когда доезжает до круга, проводит по нему пальцем и называет (подбирает картинку), в которой встречается заданный слог 

  • «Ножки по дорожке» Ребенок представляет, что указательный и средний пальцы - это ножки, на эти два пальчика надеваются крышечки, или игрушечные ботиночки. Большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шаг» заданный звук или слог.

     Работа над автоматизацией звуков ведется поэтапно от простого к сложному:  Сначала в слогах, словах, предложениях, в связной речи и в спонтанной речи. Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребёнка конкретного образа, не осознаётся им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызывать слуховую ассоциацию – ( «з-з-з» - комарик звенит, «р-р-р» - собака рычит), то слог для дошкольников – весьма абстрактное понятие.

     Когда звук уже хорошо, правильно звучит у ребёнка изолированно, но нужно закрепить, автоматизировать это правильное произношение в слогах, в словах, предложениях и связной, самостоятельной речи. А это не менее 10 –15 занятий. И хочется, чтобы этот трудный и важный этап исправления речи проходил легко и интересно.

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности применять предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей можно использовать следующие приёмы и упражнения:

  • «Проведи слог по звуковой дорожке» Одна «дорожка» - ровная: идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом. Другая «дорожка» ведёт «по кочкам»: слоги произносятся то громко, то тихо. А вот третья «дорожка» ведёт «в гору»: в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче, а «на вершине горы» - очень громко.

  • «Пальчики здороваются» Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений.

  • «Волшебная палочка» Логопед ударяет «палочкой» по слогу нужное количество раз и произносит слоги. Затем передаёт ребёнку палочку – ребенок, дотрагиваясь «волшебной палочкой» повторяет слоги.

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал. Использование же игровых приёмов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными

  • Картинки, в названии которых есть закрепляемый звук, раскладываются на столе. «Фотиком» ребёнок  фотографирует (запоминает) картинки и по памяти воспроизводит. «Фотик» - это одна из плоских игрушек для проведения игр из книги Комаровой Л.А. «Автоматизация звуков в игровых упражнениях».

  • «Лото» На столе картинки с искомым звуком и другими звуками. ребенок закрывает ту, в которой нет искомого звука.

  • «Звуковые домики» Детям предлагается в один домик поместить только тех животных, в названии которых есть звук С, а во второй, тех животных, в названии которых есть звук Ш.

  • «Сундучки» Два сундучка синий и зеленый, детям предлагается разместить картинки по сундучка, в названии которых есть мягкий звук, в зеленый сундучок, а с твёрдым звуком в синий. Аналогичная игра с гномиками «Том и Тим».

  • «Рыбалка» Ребенок становиться рыбаком и при помощи магнитной удочки ловит рыбок с картинками на определенный звук, определяет место этого звука и кладет в соответствующую банку.

  • «Улитка», «Змейка», «Рулетка» Игры на автоматизацию звука в словах. Ребенок (или два участника игры) бросает кубик, считает количество выпавших точек и столько же отсчитывает картинок, называет предмет, определяет место звука, на следующий ход определяет количество слогов, подбирает прилагательное и т.д., на каждый ход новое задание.

  • «Ромашка» Выбрать лепестки к сердцевинке, на которой сидит жук (оса, кузнечик). На каждом лепестке картинки, ребенок выбирает лепестки только со звуком (Ж) или ((С) – если оса, (Ч) – если кузнечик).

  • Игра «Веселый поезд» Дети выбирают картинки на определенный звук, определяют место звука в этом слове и кладут картинку в соответствующий вагончик.

  • «Бусы для клоуна» В этой игре происходит не только автоматизация поставленного звука, но и развитие мелкой моторики. Для клоуна дети выбирают бусы с картинками на определенный звук и одевают на веревочку.

  • «Найди звук» На табло с картинками ребенок находит предметы с определенным звуком и закрывает их фишкой.

По такому принципу, как предыдущие игры можно придумать много других игр. На логопедических занятиях можно применять такие игры, как «Игры в файлах», которые направлены не только на закрепление правильного звукопроизношения, но и на развитие мелкой моторики, подготовки руки к письму.

  • «Гром и молнии» На листе изображены тучи, после произнесения слова ребёнок рисует под каждой тучей молнию. При появлении на поле солнышка он в том же порядке стирает молнии. Инструкции: В жаркой стране Африке долго не было дождей. Без них совсем трудно: и растениям и животным. Когда на небе появятся молнии, пойдёт дождь. Произнеси слова правильно, и мы сможем нарисовать молнии.

  • «Щенок Рим» На листе изображения собаки и щенка и косточка на нитке. При отработке произношения ребёнок передвигает косточку, «угощая» собаку (при произношении твёрдого звука р) или щенка (при произнесении мягкого звука рь). При отработке других групп звуков поменять клички щенку и собаке. Инструкции: щенок Рим проголодался. Угости его косточкой. Рим так аппетитно хрустел косточкой, что это услышал пёс Ром. Он тоже хочет полакомиться. Услышишь в слове звук Р – угощаешь Рома, звук РЬ – Рима.

  • «Жук» (бабочка) На листе изображение жука. Во время произношения ребёнок рисует круги на крыльях жука, «украшая» его. Инструкции: жил-был жук, летал с травки на травку и жужжал свои песенки. Но пошёл сильный дождь и смыл у жука «нарядный костюм». Загрустил жук. Давай ему поможем. Говори правильно слова и рисуй жуку на спинке кружочки (Приложение 4).

  • «Ёжик» На листе изображение ёжика без иголок. После произношения слога, слова ребёнок подрисовывает ёжику иголки. Инструкции: Однажды ёжик заболел: у него осыпались все иголки. Сидит ёжик под кустом и вздыхает (ш-ш-ш). Нужно вылечить ёжика и вернуть его иголки. Вспомни и произнеси слова со звуком (ш), тогда у ёжика вырастут новые иголочки. При дифференциации логопед произносит слова со смешиваемыми звуками, ребёнок повторяет слово только со звуком (ш), подрисовывая после этого ёжику иголки.

  • «Починим кран» На листе изображён кран. По файлу нарисованы капли воды, «вытекающие» из крана. После правильно произносимых слов капли, нарисованные на файле, стираются. Инструкции: Дома поломался кран. Из крана бежит вода: с-а, с-ы, с-о, с-у и мешает маме спать. Почини кран, чтобы вода не капала, и мама могла отдохнуть.

  • «Цыплёнок» На листе изображён цыплёнок. Во время произношения слов или слогов ребёнок «кормит» цыплёнка, рисуя на листе «зёрнышки». Обратный ход игры: ребёнок стирает «зёрнышки», показывая, сколько склевал цыплёнок. Инструкции: Первый вариант: Цыплёнка Цыпу пора кормить, позови его: цып-цып-цып. Насыпь ему зёрнышек со словами, в которых есть звук Ц. Второй вариант: Цыпа быстро склюёт зёрнышки, если услышит в словах звук Ц.

  •  «Построй домик» из кирпичиков, на которых предметные картинки с заданным звуком и со звуками близкими ему по артикуляции, позволяет проводить одновременно с автоматизацией заданного звука его дифференциацию с другими звуками. Ведь нужно выбирать только кирпичики с нужным звуком и объяснить, почему другие кирпичики не пригодились.

   Через несколько занятий детям уже легче сказать звук правильно, если он первый в слове или последний, а вот если он в середине слова – это трудно, так как дети с нарушенным фонематическим восприятием не всегда точно представляют, где находится нужный слог.